В силу п.4 ч.1 статьи 13 «Ограничения, связанные с муниципальной службой» Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия определенного заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 14 декабря 2009 г. № 984-н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими. Согласно данному нормативно-правовому акту диспансеризацией является комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего. Согласно п. 4. Порядка: «Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований…»
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских организациях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В судебной практике встречаются попытки оспорить отдельные положения Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 14 декабря 2009 г. N 984-н (например, пункты 3 - 6), ссылаясь на незаконность установленной обязанности для органов местного самоуправления организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет местного бюджета (пункты 3, 5, 6), а для муниципальных служащих - проходить диспансеризацию ежегодно и именно в том объеме медицинских осмотров и исследований, который предусматривает указанный Порядок. Так, в Апелляционном определении от 2 июля 2015 г. N АПЛ15-256 Верховный Суд РФ признал доводы заявителей необоснованными, указав, что диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не возлагает на местные администрации расходы, не предусмотренные законами.
Диспансеризация проводится ежегодно врачами-специалистами и включает в себя:
- осмотр врачами-специалистами (терапевтом, неврологом, хирургом и т.д.);
- проведение лабораторных и функциональных исследований.
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам, сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем).
В случае выявления у гражданского служащего или муниципального служащего признаков заболевания, врач-терапевт направляет его на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования. После обследования гражданского служащего или муниципального служащего, проведенного в соответствии с установленным Порядком объемом диспансеризации, врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении диспансеризации, и результатов лабораторных и функциональных исследований определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья.
На основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдается заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, подписываемое врачебной комиссией медицинской организации.
В случае если гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации выдано заключение о наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы, медицинская организация, выдавшая соответствующее заключение, направляет его копию в государственный орган (орган муниципального образования) по месту прохождения гражданской службы или муниципальной службы в 10-дневный срок.
Заключение, выданное гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации. Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела".
Ежегодное проведение диспансеризации муниципальных служаших – обязательная норма, которая, к сожалению соблюдена в прошедшем году не всеми органами местного самоуправления.
Для нарушителей следует напомнить о п. 3 статьи 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 07.03.2018), который гласит: «Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В связи с вышеизложенным хочется подчеркнуть, что проведение профилактических мероприятий по сохранению здоровья гораздо проще, дешевле и эффективнее от лечения запущенных болезней.
Приложение: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения"