Обеспечению эффективности профессиональной деятельности по исполнению полномочий, созданию препятствий возможному злоупотреблению на государственной и муниципальной службе, созданию условий для независимости служебной деятельности способствует закрепленная антикоррупционным законодательством система запретов и ограничений, а также действующий контроль имущественного положения лиц, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками.
В связи с этим Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и определен круг лиц, на которых она распространяется (ст.ст. 8, 8.1 и 12.1).
Аналогичные положения также содержатся в других законах, регулирующих правоотношения при прохождении государственной и муниципальной службы, например, в ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - это юридически значимый документ, в котором служащий под свою ответственность указывает величину дохода, полученного с 1 января по 31 декабря отчетного года, приобретенное имущество и ценные бумаги, открытые банковские счета, финансовые обязательства, а также совершенные в данный период сделки на сумму, превышающую совокупный доход семьи служащего за три предшествующих отчетному периоду года.
В текущем году сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны быть представлены в период с 1 января по 30 апреля 2022 года.
В целях своевременного и в полном объеме исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, служащим необходимо заполните справку по утвержденной форме с помощью специального программного обеспечения «Справка БК», которое размещено на сайте Президента Российской Федерации. Ссылка приведена также на сайте федеральной ГИС в области госслужбы (https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/spravki_bk, http://www.kremlin.ru/structure/additional/12).
Необходимость заполнения справки с помощью специального программного обеспечения предусмотрена в Указах Президента РФ от 23.06.2014 № 460 и от 02.04.2013 №309.
С 7 февраля 2022 года действует новая версия СПО «Справки БК» (2.5.1).
Перед началом заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруги (супруга) и каждого несовершеннолетнего ребенка, служащим рекомендовано предварительно получить оригиналы всех документов: удостоверяющих личность декларанта, членов его семьи (по состоянию на дату представления справки); о праве на объекты недвижимого имущества, включая документы, являющиеся основанием права пользования; документы (гражданско-правовые договоры) о совершении в течение 2021 года сделок по продаже (приобретению) объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты.
Отдельное внимание необходимо обратить на получение справок (выписок по счетам) банков и иных кредитных организаций на декларанта и членов его семьи, содержащие следующие сведения: о дате открытия каждого счета, его виде; об остатке на каждом счете на 31 декабря 2021 года; о сумме дохода (капитализация, проценты), полученного за 2021 год по каждому вкладу (счету), вне зависимости от его вида и валюты, в том числе закрытому в 2021 году.
В случае, если общая сумма денежных поступлений на счет за 2021 год превышает общий доход декларанта и его супруги (супруга) за 2019, 2020 и 2021 годы, такая выписка о движении денежных средств по счету прилагается декларантом к заполненной справке.
Следует учитывать, что при непредставлении указанных сведений или представлении заведомо ложных сведений гражданин не может быть принят на государственную (муниципальную) службу, а служащий (должностное лицо) по этим основаниям может быть освобожден от должности и уволен.
Степень ответственности за неправильное заполнение справки зависит от того, был ли умысел при допущении таких ошибок.
Например, если в разделе 2 справки указана недостоверная цена сделки для того, чтобы придать видимость соответствия расходов служащего его доходам, то это может привести к увольнению в связи с утратой доверия (пп. «в» п. 6 Письма Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526).
Если декларантом представлены неточные сведения, например, из-за ошибки в выписке банка или ином документе, который был выдан уполномоченным органом, то это не повлечет каких-либо взысканий (пп. «б» п. 2 Письма Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526).
В случае самостоятельного обнаружения ошибок после предоставления справок в кадровую службу, декларант вправе подать уточненные сведения. Срок их представления ограничен - 31 мая 2022 года (включительно).