Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей. Международная организация потребителей (Consumers International) объявила тему Всемирного дня прав потребителей 2023 года — «Empowering Consumers Through Clean Energy Transitions» — «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии и продукции».
Стремительно растущая стоимость продуктов питания и энергии влияет на людей во всем мире, в результате чего миллионы людей могут оказаться за чертой бедности. В условиях самого серьезного кризиса стоимости жизни за последнее поколение и в условиях, когда энергетический мир резко реагирует на проблемы с поставками и изменением климата, Международная организация потребителей ключевую роль видит в обеспечении справедливого перехода для потребителей.
Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям: энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений); энергетически чистый транспорт; чистое электроснабжение. Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией не экологичных предметов.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Товары и услуги влияют на качество, безопасность жизни человека. Они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска – соответствующим положениям законодательства.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» представляет собой документ, регулирующий отношения, которые возникают между потребителем и изготовителем, исполнителем или продавцом.
Документ гарантирует реализацию права потребителя на получение качественных и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды товаров и услуг, которые не нанесут вред здоровью и жизни потребителю, получение информации о товарах (работах, услугах) , просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Одним из направлений работы Территориального отдела по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю является рассмотрение обращений потребителей, консультации, оказание помощи в составлении претензий в случае нарушения их прав, а также в рамках своих полномочий судебную защиту.
Самыми распространенными обращениями граждан-потребителей в территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам в 2022 году стали обращения по вопросу нарушения прав потребителей в части возврата денег или обмена на новый технически сложный товар при обнаружении недостатка.
В целях защиты своих прав разъясняю право потребителя: в соответствии со статьей 18 законом РФ «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 924 (с изменениями ). На товары, которые не включены в Перечень, потребитель временными сроками не ограничен и вправе предъявить указанные требования в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности, либо в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором если в отношении товаров, на которые не установлены гарантийные сроки или сроки годности .
В случае не удовлетворения требований потребителя в претензионном порядке, в соответствии со статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на судебную защиту.
В рамках Федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей осуществляется судебная защита граждан в формах, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве. Реализуя полномочия, предусмотренные статьей 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 « О защите прав потребителей» Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю принимает участие в гражданских делах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, а также обращается в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей.
В рамках Всемирного дня прав потребителей территориальным отделом по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю реализуется цикл мероприятий по пропаганде и разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей, нацеленных на правовое просвещение и оказание помощи гражданам.
Напоминаем, что для реализации права потребителя на получение консультативной помощи в информационной телекоммуникационной сети Интернет функционирует государственный информационный ресурс по защите прав потребителей (ГИР ЗПП), созданный Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации; доступ к ресурсу осуществляется по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Там же размещена информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
По вопросам защиты прав потребителей вы можете обратиться в территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по адресу: п. Черноморское, ул. Медицинская,5 в понедельник – с 15:00 до 17:00, в четверг – с 12:00 до 17:00, а также обращения принимаются по адресу электронной почты: TO_Chernomorsk@82.rospotrebnadzor.ru Получить консультацию специалиста Вы можете по телефону: +7-978-91-91-141.
Территориальный отдел по Черноморскому и Раздльненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю