Налоговыми органами Республики Крым на постоянной основе проводится контрольно-аналитическая работа, в ходе которой анализируется информация из внутренних и внешних источников на предмет наличия налоговых рисков (нарушений налогового законодательства). По итогам риск-анализа налогоплательщикам направляются требования о предоставлении документов или пояснений, а субъекты предпринимательства приглашаются на рабочие встречи. Предпринимателям, имеющим подтверждённые риски совершения налоговых правонарушений, предъявляются обоснованные претензии, предлагается добровольно уточнить налоговые обязательства и уплатить соответствующие суммы налога в бюджет.
В 2022 году на заседания Комиссий по легализации налоговой базы приглашено 104 налогоплательщика, из которых 81 – добровольно уточнили свои налоговые обязательства, 19 – отказались от подачи уточненной отчетности, а 4 налогоплательщика проигнорировали приглашение и не явились.
В таких случаях налоговыми органами инициируется проведение выездной налоговой проверки с проведением полного комплекса мероприятий налогового контроля. По сроку проведения выездная налоговая проверка может длиться до 8-ми месяцев (с учётом возможных сроков её приостановления).
Статистика свидетельствует, что сумма доначислений налоговых платежей по результатам выездной налоговой проверки превышает первоначально предъявленную для добровольного уточнения сумму в 2-6 раз. Причиной тому является использование налоговым органом широкого спектра инструментов для проведения налогового контроля. В результате могут выявляться иные нарушения налогового законодательства, не выявленные в ходе проведения контрольно-аналитической работы, в том числе по иным налогам и за другие периоды.
Например, в случае выявления рисков неуплаты НДС вследствие необоснованного формирования или завышения налоговых вычетов по сделкам с сомнительными контрагентами, по результатам проверки может быть доначислен также и налог на прибыль. Кроме того, к нарушителю налогового законодательства применяются штрафные санкции, размер которых может составлять до 40% от суммы доначисленного налога.
К примеру, при проведении риск-анализа сумма претензий по НДС, предъявленных на этапе проведения Комиссии одному из предприятий - производителю алкогольной продукции, составила около 8,5 млн рублей. Налогоплательщик не согласился с доводами сотрудников Налоговой службы и не уточнил налоговые обязательства. В результате выездной проверки сумма доначислений составила более 50,6 млн рублей, включая НДС, налог на прибыль, акциз, пени и штраф.
Такая же ситуация возникла у другого предприятия с аналогичным видом деятельности – в ходе рабочей встречи производителю горячительных напитков предъявлены претензии в размере 62,3 млн рублей, с которыми он не согласился. После выездной проверки сумма доначислений возросла в 4,5 раза и составила 283,5 млн рублей.
Одному из симферопольских предприятий, осуществляющему деятельность в сфере автомобильных грузовых перевозок, по итогам риск-анализа предъявлено 52,3 млн. рублей. А по итогам выездной проверки сумма доначислений увеличилась в 3 раза и составила уже 165,5 млн рублей.
Еще один субъект предпринимательства, осуществляющий розничную торговлю моторным топливом через сеть АЗС, не обратил внимания на предъявленные ему налоговые претензии в сумме 150,3 млн рублей. После проведения выездной проверки ему придется уплатить в бюджет 458,6 млн рублей, что в 3 раза больше первоначальной суммы.
Управление ФНС России по Республике Крым призывает налогоплательщиков не игнорировать предъявленные им налоговые претензии, в обязательном порядке принимать участие в обсуждении результатов контрольно-аналитической работы и с вниманием относиться к выбору контрагентов. В помощь предпринимателям – интернет-сервис «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС России.
Заместитель начальника
Межрайонной ИФНС России № 2 по
Республике Крым
А.А. Козельский