Статья 25 Закона «О занятости населения в РФ» устанавливает право работодателей на прием на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости, право на получение от органов службы занятости бесплатной информации о состоянии рынка труда, право обжаловать действия органа службы занятости в установленном законом порядке.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве);
- информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей),
- информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Важно знать, что работодатели несут административную ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках, об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
При подаче информации о наличии вакантных рабочих мест в службу занятости, у работодателя появляется возможность расширения круга поиска соискателей, т.к. в центр занятости обращаются не только безработные граждане, но и граждане, которые хотели бы поменять место работы. Все заявленные вакансии размещаются на информационном стенде службы занятости и в общероссийской базе данных на портале Работа в России www.trudvsem.ru.
Информация о свободных рабочих местах или вакантных должностях не может содержать ограничения дискриминационного характера, так как распространение такой информации запрещено Конституцией РФ, Трудовым кодексом, законом «О занятости населения в РФ». В объявлениях о вакансиях запрещено указывать требования к претендентам на должность, не связанные с их деловыми качествами и опытом.
Федеральный закон от 02.07.2013 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" и отдельные законодательные акты РФ», принятый в целях борьбы с дискриминацией при приеме на работу, содержит нормы, прямо запрещающие дискриминацию в объявлениях о наличии вакансий.
Самые распространенные ошибки:
- Указание на пол соискателя (прямое или косвенное);
- Указание на возраст соискателя (прямое или косвенное).
Важно помнить, что отдельные профессии или виды работ связаны с определенными ограничениями по полу, возрасту и т. д. в силу специфики такого труда. Например, если речь идет о работе, требующей специальных знаний или специальной подготовки, либо связанной с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Допустимы ограничения при приеме на работу только в случаях, установленных законодательством.
Работодатель должен учитывать только профессиональные и деловые качества сотрудника при приеме на работу. Под деловыми качествами работника понимают способности человека выполнять определенные функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных (наличие профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств. Кроме того, работодатель вправе предъявить претенденту и иные требования, прямо установленные действующим законодательством России либо необходимые в силу специфики работы.
Справка
Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;
- создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;
- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;
- привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации.)
При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о
несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
3.1. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).
Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.