В Республике Крым малообеспеченные граждане и безработные могут заключить социальный контракт и получить финансовую поддержку. В отличие от пособия, этот вид государственной поддержки помогает человеку выйти из трудной жизненной ситуации и поднять уровень дохода.
Социальный контракт— это соглашение между органом соцзащиты и гражданином. В рамках социального контракта орган труда и социальной защиты разрабатывает программу адаптации действий для гражданина, обратившегося за помощью, а гражданин обязуется выполнить мероприятия, прописанные в программе. Это может быть открытие бизнеса, трудоустройство, переобучение и др.
Максимальная выплата по социальному контракту для ИП составляет 350 000 руб., а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство,— 200 000 руб.
Цели социального контракта и размеры выплат
Есть несколько направлений, по которым государство оказывает социальную помощь в формате социального контракта. Для достижения определенной цели предусмотрена финансовая поддержка. Если на обучение выделяется не более 30 000 руб., то на открытие бизнеса можно получить единоразовую выплату в размере до 350 000 руб.
Цель
|
Размер выплат
|
Поиск работы |
Выплаты при заключении контракта и три месяца после трудоустройства, стипендия на период обучения, оплачиваемая стажировка |
Открытие бизнеса |
До 350 000 руб. |
Развитие подсобного хозяйства |
До 200 000 руб. |
Обучение или переобучение |
До30000руб. на получение навыков предпринимательской деятельности или ведения хозяйства, на освоение новой профессии |
Преодоление сложной жизненной ситуации |
Единоразовая илиежемесячная финансовая помощь |
Социальный контракт заключается на срок от 3 до 12 месяцев в зависимости от цели. Например, срок действия контракта на открытие бизнеса составляет 12 месяцев, на поиск работы— 9 месяцев, на преодоление сложной жизненной ситуации— максимум на 6 месяцев.
Чем социальный контракт лучше пособий
Цель социального контракта — помочь человеку перейти на самообеспечение. Поэтому выплаты по контракту используются только по назначению. Получив 350 000 руб. на открытие бизнеса, вы обязуетесь зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого и потратить выделенные средства на какую-то определенную цель:
- приобретение оборудования;
- создание и оснащение дополнительных рабочих мест;
- покупка расходных материалов;
- аренда (не более 15% общей суммы выплаты).
Кто может получить единоразовую выплату
Малообеспеченные граждане. Требование: среднедушевой доход семьи за три последних месяца предшествующих одному месяцу перед обращением не должен превышать прожиточный минимум на душу населения в Республике Крым.
Документы для заключения социального контракта
Конкретный список документов лучше уточнять в органе труда и социальной соцзащиты населения по месту жительства. Обычно с заявителя требуют:
- Заявление на получение услуги.
- Необходимые документы.
- Бизнес-план (индивидуальный план выхода на самообеспечение).
Принцип такой: вы заполняете заявление, в котором указываются сведения о семье, и подкрепляете написанное документами.
В заявлении нужно указать сведения о составе семьи, размере доходов каждого члена семьи, имуществе семьи на правах собственности, получении государственной социальной помощи в виде предоставления мер социальной помощи.
Информация, указанная в заявлении, подтверждается комплектом документов, он включает:
- паспорт;
- свидетельство о браке;
- свидетельство о рождении детей;
- ИНН работающих членов семьи;
- справки о доходах;
- свидетельство о праве собственности.
Как оценивается исполнение социального контракта
Важно, чтобы предприниматель тратил деньги только на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту. Для подтверждения целевого использования средств предоставляются чеки, договор купли-продажи, расписки и др.
Последствия от невыполнения условий социального контракта
Невыполнение условий социального контракта — это основание для его прекращения и, соответственно, приостановки выплат.
Если в период действия контракта по инициативе предпринимателя прекращается деятельность ИП, то придется вернуть деньги, полученные у государства.
Что изменилось в заключении социального контракта в 2024 году
Упрощение процедуры подачи заявления на получение социального контракта. Помимо личного обращения в МФЦ или орган труда и социальной защиты по месту жительства можно будет просто заполнить одно заявление на портале Госуслуг.
Учет только доходов членов семьи. Принимая решение по социальному контракту, органы труда и социальной защиты рассчитывают нуждаемость заявителя.
В 2023 году были приняты поправки, которые изменили подход к составу семьи при расчете среднедушевого дохода для заключения социального контракта. Теперь в составе семьи учитываются только заявитель, его супруга (или супруг), их несовершеннолетние дети или студенты, обучающиеся очно в возрасте до 23 лет.
С 2024 года при расчете среднедушевого дохода семьи не будут учитываться доходы других родственников, проживающих с семьей заявителя в одном доме. Также в учет не будут брать налоговые вычеты, материнский капитал, единовременную помощь на лечение ребенка.
Тест на предпринимательские способности. При заключении социального контракта на запуск бизнеса или развитие личного подсобного хозяйства в 2024 году проводится тестирование на определение уровня необходимых компетенций, по результатам которого определяется план мероприятий в программе социальной адаптации. Для этого используется Цифровая платформа МСП.