Проблема коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления приобрела сегодня глобальный и системный характер. Кроме того, коррупция в современный период стала непреодолимым барьером на пути социально-экономических преобразований, а также государственно-правовых реформ.
Одним из государственно-правовых институтов, призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах государственной власти и органах местного самоуправления, так и в сфере хозяйственной деятельности, являются органы прокуратуры.
Если некоторое время назад основным законодательным актом по вопросу противодействия коррупции являлся Уголовный кодекс Российской Федерации, то в настоящее время можно говорить о системе законодательства о противодействии коррупции, которое реализуется прокуратурой.
Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, прокуратура выносит представления, протесты, предостережения, а также постановления. В ходе осуществления такого надзора в данной сфере наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных государственной и муниципальной службой, нарушение сроков и порядка предоставления сведений о доходах и имуществе государственного и муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также выполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции в настоящее время уделяется выполнению государственным и муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
С недавнего времени прокуратура является одним из основных субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В компетенции прокуратуры находится проведение соответствующей экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы.
Так, за прошедший период 2015 года прокуратурой Раздольненского района в нормативных правовых актах органов местного самоуправления выявлено 7 коррупциогенных факторов, основными из которых являются принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения), юридико-лингвистическая неопределенность (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера). По факту выявленных нарушений прокурором района приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Наличие таких дефектов в нормативном правовом акте позволяет должностному лицу органа местного самоуправления осуществлять действия и принимать решения по своему усмотрению, что при наличии какой-либо заинтересованности может привести к злоупотреблению и совершению им коррупционных нарушений.
В настоящее время эффективное противодействие коррупции возможно только при условии применения комплекса мер, включающих в себя, прежде всего, предупредительные меры. Оперативное вмешательство и быстрое принятие решений в целях пресечения планируемого нарушения не только позволяют своевременно защитить интересы граждан, но и дисциплинируют государственных и муниципальных служащих, предостерегая их от совершения коррупционных нарушений в будущем.
Работа прокуратуры Раздольненского района направлена на искоренение коррупционной составляющей в нашем районе.
В случае если Вас склоняют к даче взятки, либо вымогают её, вы всегда можете сообщить об этом в прокуратуру Республики Крым по номеру (0652) 550-394 либо в прокуратуру Раздольненского района (06553) 91-845.
Прокуратура Раздольненского района