Государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния: рождение,заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Рождение ребенка – счастье для любой семьи! Новые заботы, новые вопросы, но и, вместе с тем, новая радость! Но не стоит забывать и о документах, которыми сопровождаются любые кардинальные изменения в жизни семьи – особенно, такое изменение, как рождение малыша. Наверняка, Вы все помните об обязательной регистрации новорожденного в органах ЗАГС. Как же должна проходить регистрация ребенка в ЗАГСе и какие для этого нужны документы?
Рождение ребенка обязаны зарегистрировать его родители (один из родителей) или лица, уполномоченные заменить их (по нотариально заверенной доверенности родителей).
Государственная регистрация новорожденного на территории Российской Федерации производится в районных или городских отделах ЗАГС по письменному заявлению одного из родителей, лиц, уполномоченных родителями на подачу заявления, или сотрудников медицинского учреждения, в котором проходили роды или того, где находится ребенок в данное время.
Зарегистрировать рождение ребенка можно в ЗАГСе по месту рождения ребенка или по месту жительства одного из родителей.
Если роды произошли во время движения любого транспортного средства – самолета, поезда, судна, то зарегистрировать акт рождения можно по месту жительства родителей или в ближайшем населенном пункте по месту следования, где есть ЗАГС.
При рождении ребенка в отдаленной местности, где нет ЗАГСов, регистрация происходит по месту жительства родителей или в ближайшем от места рождения ЗАГСе.
Рождение ребенка должно быть зарегистрировано в срок - 30 календарных дней после рождения.
Какие документы необходимы для регистрации рождения:
- письменное или устное заявления в орган записи актов гражданского состояния от лица родителей, либо лиц, их замещающих,
- медицинскую справку или документ, который удостоверяет факт рождения ребенка в данной медицинской организации;
- документы, удостоверяющие личность родителей или лица, замещающих их;
- документ, удостоверяющий отцовство – свидетельство о браке, решение суда и так далее;
Если родители состоят в зарегистрированном браке, то ребенку присваивается их фамилия, если фамилии родителей разные, то фамилия ребенка выбирается по соглашению между родителями, при невозможности придти к общему решению, органы опеки и попечительства решают какую фамилию присвоить ребенку.
Имя ребенка выбирается родителями. Отчество ребенка записывается по имени отца, если это не противоречит национальным обычаям.
Если брак родителей ребенка не зарегистрирован, то ребенку присваивается фамилия матери, имя она выбирает самостоятельно, а отчество – по имени лица, записанного в качестве отца в акте о рождении. Если сведений о личности отца нет, отчество ребенка записывается по желанию матери.
Рано или поздно во всех семьях происходит горе утраты человека. Очень важно в этой ситуации почувствовать поддержку друзей, добродушие коллег по работе, уважительное отношение работников медицинских и коммунальных учреждений и квалифицированную правовую помощь работников органов записи актов гражданского состояния.
Заявление о смерти должно быть сделано не позднее, чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.
Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.
В случае, если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства.
В случае, если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов записи актов гражданского состояния, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе записи актов гражданского состояния.
Основанием для государственной регистрации смерти является медицинское свидетельство о смерти.
Если факт смерти не фиксировался в медицинском учреждении или частнопрактикующим врачом, либо медицинское свидетельство утрачено и не подлежит восстановлению, государственная регистрация смерти производится на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.
Для регистрации смерти в отдел ЗАГС необходимо представить документ, подтверждающий факт смерти:
· документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;
· решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
· документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.
Помимо указанных документов, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность умершего. Однако, отсутствие данных документов не является основанием для отказа в регистрации смерти.
Кроме членов семьи умершего, а также любого другого лица, присутствовавшего в момент смерти или иным образом информированного о наступлении смерти, заявить о смерти обязаны:
– медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данной организации или в этом учреждении;
– учреждение, исполняющее наказание, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;
– орган внутренних дел, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертная казнь);
– орган дознания или следствия, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;
– командир воинской части, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.
При обращении с заявлением о смерти паспорт умершего (при наличии) сдается в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (по месту государственной регистрации смерти).
Раздольненский районный
отдел ЗАГС Департамента ЗАГС МЮ