Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Крым информирует о том , что с 1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрена передача налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью. Это означает, что физическое лицо может получить сертификат ключа электронной подписи непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физического лица» на бесплатной основе, не посещая Удостоверяющий центр. Ответим на более актуальные вопросы.
Реализован ли этот функционал в «личном кабинете»?
Да, с 1 июля 2015 года для налогоплательщиков – физических лиц реализована возможность бесплатно установить сертификат усиленной неквалифицированной подписи непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». Сертификат может быть использован для подписания и направления в налоговые органы налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и иных документов.
Вопрос: На какие категории налогоплательщиков он распространяется?
Ответ: Только на налогоплательщиков – физических лиц, которые могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через «личный кабинет».
Указанное положение не распространяется на таких налогоплательщиков – физических лиц, как:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Вопрос: Являются ли документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью и направленные через «Личный кабинет налогоплательщика» юридически значимыми? Если я приложил к декларации 3-НДФЛ документы в электронной форме, подписанные электронной подписью, нужно ли приносить в налоговый орган бумажный вариант?
Ответ: Документы, подписанные электронной подписью – квалифицированной или неквалифицированной, являются юридически значимыми и равнозначны документам, представленным на бумажном носителе.
Если вы направили отсканированные и подписанные усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной подписью подтверждающие документы в качестве приложений к декларации 3-НДФЛ, то дублировать их на бумажном носителе не нужно. Если же при проведении камеральной проверки инспектору потребуется оригинал документа, то он вправе затребовать его.
Вопрос: Что такое усиленная неквалифицированная подпись? Чем она отличается от усиленной квалифицированной?
Ответ: Усиленная квалифицированная подпись выдается удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи России. Она может применяться при взаимодействии с различными органами исполнительной власти, а также с иными коммерческими организациями.
Усиленная неквалифицированная подпись выдается на бесплатной основе удостоверяющим центром ФНС России только в целях взаимодействия с налоговыми органами посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Вопрос: Как можно получить сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи?
Ответ: Получить сертификат ключа проверки электронной подписи можно по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».
Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет». Сертификат ключа проверки электронной подписи выдается на 1 год, по истечении установленного срока сертификат будет аннулирован, необходимо сформировать новый сертификат подписи.
Вопрос: Какие возможности предусмотрены для пользователя в «личном кабинете» при наличии неквалифицированной электронной подписи?
Ответ: С 1 июля этого года налогоплательщики – физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении в налоговый орган через «личный кабинет» налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями, а также иных документов.
Вопрос: Можно ли ключ электронной подписи из «личного кабинета» использовать для подписания и направления документов по ТКС через операторов электронного документооборота?
Ответ: Нет, ключ электронной подписи действителен только в рамках взаимодействия с налоговыми органами через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Вопрос: Если ли есть усиленная квалифицированная электронная подпись, выданная удостоверяющим центром. Нужно ли для работы с «личным кабинетом» получать усиленную неквалифицированную электронную подпись?
Ответ: В этом нет необходимости, все документы, формирование и направление которых предусмотрено функционалом «личного кабинета», могут быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Вопрос: А если пароль к сертификату ключа неквалифицированной электронной подписи утерян?
Ответ: Необходимо сформировать новый сертификат подписи из раздела «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».
Вопрос: Если возникают трудности при установке сертификата ключа электронной, к кому можно обратиться?
Ответ: В данной ситуации, а также при наличии вопросов технического характера, необходимо обратиться в службу технической поддержки по ссылке, размещенной в нижней части экранной формы «личного кабинета» с подробным пошаговым описанием своих действий и по возможности приложить скриншоты, иллюстрирующие проблему (ошибку).
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС России www.nalog.ru.