Социальному партнерству посвящен раздел II части 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Российское общество и государство не только признает социальное партнерство в качестве системы взаимоотношений в сфере наемного труда, но и придает ему очень большое значение. Определение социального партнерства содержится в ст. 23 ТК РФ. Законодатель определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, формирование социально-правового государства.
Согласно ст.24 ТК РФ основными принципами социального партнерства являются:
• равноправие сторон;
• уважение и учет интересов сторон;
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
В ст. 27 ТК РФ определены формы социального партнерства:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Закон Республики Крым от 17 июля 2014 года № 28-ЗРК «Об органах социального партнерства в Республике Крым» определяет механизм формирования и деятельности органов социального партнерства в Республике Крым в целях содействия согласованному решению проблем в социально-экономической и трудовой сфере, дальнейшему эффективному развитию трудовых и социально-экономических отношений, реализации государственной политики по этим направлениям в Республике Крым.
Согласно ст.2 данного закона для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений на всех уровнях, на равноправной основе, по решению сторон социального партнерства создаются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
На республиканском уровне создается постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
На отраслевом уровне в Республике Крым могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На территориальном уровне могут создаваться территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальная комиссия). Территориальная комиссия состоит из представителей территориальных профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления (далее — стороны территориальной комиссии). Количество членов территориальной комиссии от каждой из сторон равное и не может превышать 10 человек. Территориальная комиссия формируется на основе принципов добровольности участия представителей сторон территориальной комиссии в деятельности территориальной комиссии, паритетности и равноправия сторон, полномочности их представителей, самостоятельности и независимости сторон территориальной комиссии при определении персонального состава своих представителей в территориальной комиссии.
Основными задачами территориальной комиссии являются:
- ведение коллективных переговоров по подготовке проекта и заключению территориального соглашения;
- рассмотрение вопросов по инициативе сторон территориальной комиссии, возникших в ходе выполнения территориального соглашения;
- осуществление контроля за ходом выполнения территориального соглашения, разрешение разногласий, возникших в ходе его выполнения, а также урегулирование вопросов, по которым не достигнуто согласие.
Образование территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключение территориального соглашения является основными механизмами конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления, организаций работодателей и профсоюзов.
Управление труда и социальной защиты населения
Администрации Раздольненского района