В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Конституции Республики Крым граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Данный Федеральный закон является единственным действующим законодательным актом, специально посвященным порядку рассмотрения обращений граждан.
До его принятия долгие годы в Российской Федерации отношения, связанные с обращениями граждан, регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». За 38 лет, в течение которых действовал этот Указ, он полностью исчерпал свой потенциал и регулятивную значимость, перестал соответствовать стандартам правового государства.
В соответствии с положениями норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане реализуют право на обращение по собственной инициативе. В каждом конкретном случае гражданин может воспользоваться или не воспользоваться правом на обращение. При этом он действует свободно и добровольно.
При рассмотрении письменного обращения государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, предприятием, учреждением или должностным лицом гражданин имеет право:
- предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В пределах предоставленной компетенции государственный орган, орган местного самоуправления, организация, предприятие, учреждение, должностное лицо: обеспечивает необходимые условия для осуществления гражданами права обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами и для своевременного и эффективного рассмотрения обращений должностными лицами, правомочными принимать решения; принимает меры по разрешению поставленных в обращениях вопросов и устранению выявленных нарушений; направляет письменный ответ гражданину по существу поставленных вопросов.
Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены все поставленные в нем вопросы либо при невозможности разрешения по каждому даны подробные мотивированные разъяснения.
Право гражданина обращаться лично реализуется в ходе личного приема.
Вместе с тем, положениями статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены требования к письменному обращению и обращению в форме электронного документа, а именно:
- в письменном обращении гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии;
- в обращении, направляемом гражданином в форме электронного документа, в обязательном порядке указывается его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Зачастую, на практике, имеют место случаи злоупотребления гражданами, предоставленным им правом на обращение, в части направления в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, предприятие, учреждение и их должностным лицам обращений не соответствующих указанным требованиям.
Установленный в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядок рассмотрения обращений граждан не является единственным. Некоторые виды обращений рассматриваются в порядке, предусмотренном иными федеральными конституционными и федеральными законами (процессуальным законодательством, избирательным законодательством и т.д.).
Данные обращения граждан отличают специальные основания, прямо названные в Законе, круг субъектов, письменная форма, специальные сроки подачи, процедурные особенности рассмотрения и др.
Административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкцией которой в виде наказания определен административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 года № 19-П отдельные положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
До принятия постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 года сложилась практика, при которой органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица рассматривали обращения объединений граждан (общественных объединений) и юридических лиц не в соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации».
Подобная практика сложилось в связи с буквальным толкованием норм части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица были обязаны рассматривать в соответствии с названным Федеральным законом лишь обращения граждан (индивидуальные или коллективные). Обращения же объединений граждан (общественных объединений) и юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации», не рассматривались, поскольку это не допускалось названным федеральным законом.
Кроме того, к рассмотрению заявлений и жалоб граждан государственными и муниципальными учреждениями, выполняющими публично значимые функции, не применялись положения Федерального закона «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» ввиду отсутствия указания на этих субъектов в федеральном законе.
Подобная ситуация лишала объединения граждан, юридических лиц, а порой и самих граждан, обратившихся в государственные или муниципальные учреждения, возможности пользоваться гарантиями, предусмотренными Федеральным законом «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (на получение ответа, на рассмотрение обращение в установленные сроки и т.п.)
Указанным постановлением Конституционного Суда РФ положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны не соответствующими статьям Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 80-ФЗ внесены изменения в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым не только гражданам, но и объединениям граждан и юридическим лицам гарантировано право на рассмотрение их обращений органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Кроме того, при выполнении государственными и муниципальными учреждениями публично значимых функций (в сфере образования, здравоохранения и т.п.) указанные учреждения также обязаны руководствоваться положениями Федерального закона «Об обращениях граждан».