Отдел Пенсионного фонд Российской Федерации в Раздольненском районе (без образования юридического лица) относительно определения дохода по основному виду деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование медицинских организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и имеющих доход за счет средств, полученных в рамках целевого финансирования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом «т» пункта 8 части 1 и частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является здравоохранение и предоставление социальных услуг (код 85 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), в течение 2013 - 2018 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР - 20 процентов, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов.
На основании части 1.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно статье 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики должны учитывать доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При этом подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль), в том числе доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ). Из указанных норм следует, что в случае, если основным доходом плательщика страховых взносов – медицинской организации является доход, полученный в виде средств в рамках целевого финансирования из бюджета ФОМС, которые не учитываются при налогообложении, медицинская деятельность указанной организации, осуществляемая вне рамок бюджетного финансирования, не может считаться основным видом деятельности медицинской организации. В связи с чем у данного плательщика отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
В случае превышения доходов, полученных от деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг в рамках ОМС, над доходами, полученными в рамках целевого бюджетного финансирования, медицинские организации, применяющие УСН, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, если доля доходов от деятельности в области здравоохранения, осуществляемой вне рамок бюджетного финансирования, составляет не менее 70% в общем объеме доходов, определяемом в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы.
Следовательно, неправомерность применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ медицинскими организациями, участвующими в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, к выплатам работникам, основным источником финансирования которых являются целевые средства, полученные из бюджета ФОМС, объясняется тем, что целевые бюджетные средства выделяются на выплату страховых взносов (учитываемых в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ), относятся к доходам для определения общего объема доходов, но не учитываются при определении суммы дохода от основного вида деятельности в связи с тем, что не являются доходом от реализации продукции или оказанных услуг.
Из взаимосвязанных правовых норм статьи 58 (в частности, подпункта «т» пункта 8 части 1 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 346.15 НК РФ) следует, что пониженный (льготный) тариф страховых взносов применяется только при начислении страховых взносов на выплаты и иные вознаграждения, источником финансирования которых являются налогооблагаемые доходы, так как целью введения данной льготы в виде пониженных тарифов страховых взносов являлось в том числе уменьшение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН, а не для организаций, получающих полное финансовое обеспечение своей деятельности.