Крымсельхознадзор в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» за соблюдением:
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора.
Крымсельхознадзором проведен анализ административной практики за период 2015 года по всей территории Республики Крым.
В ходе анализа установлено, что на территории Республики Крым преобладают нарушения, связанные с невыполнением правообладателями земель сельскохозяйственного назначения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, что выражается в привлечении Крымсельхознадзором виновных лиц к административной ответственности в соответствии с положением части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
С целью предупреждения и пресечения нарушений требований земельного и природоохранного законодательства, связанных с невыполнением правообладателями земель сельскохозяйственного назначения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, считаем необходимым разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Положением части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основными принципами земельного законодательства, в том числе, является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно, как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, а так же приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии с положением части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Проведение агрохимический и эколого-токсикологических исследований почв земель сельскохозяйственного назначения является обязательным мероприятием в соответствии с требованиями статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначении", статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", положений Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель", пунктов 14, 15, 18, 25 ГОСТ 26640-85 "Земли. Термины и определения", ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения», ГОСТ17.4.2.03-86 «Почвы. Паспорт почв», пунктов 1.1, 1.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения", пунктов 1.2, 1.5. ГОСТ 14189-81, ГОСТ 17.4.2.01-81 "Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния", положений Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.4.02-84 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализов", пункта 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Основные требования к контролю и охране от загрязнения", пункта 1.2 СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы" Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 04.05.2010. №150 "Об утверждении порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Без наличия данных агрохимического обследования земель, почвенно-грунтовых и эколого-токсикологических обследований почв, а также без наличия показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, документов и информации о расчете потребности культур в питательных элементах, согласно выноса из почвы и внесения требуемого количества удобрений с расчётом под каждую выращиваемую культуру с учётом результатов агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель и агрохимического паспорта полей, с указанием количественного содержания питательных элементов (азот, фосфор, калий), журнала учета применения пестицидов, агрохимикатов, технологические карты полей, документы, подтверждающие происхождения, поступления, перемещения, применения пестицидов и агрохимикатов и соответствие их законодательству Российской Федерации правообладатель земельного участка сельскохозяйственного назначения лишен возможности выполнять возложенные на него обязанности по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, восстановлению плодородия почв.
Таким образом, под административную ответственность в соответствии с положением части 2 статьи 8.7 КоАП РФ подпадают правообладатели земель сельскохозяйственного назначения, допускающие хотя бы один из нижеследующих нарушений:
- земельный участок не используется;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся агрохимические мероприятия;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся агротехнические мероприятия;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся фитосанитарные мероприятия;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся мелиоративные мероприятия;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся противоэрозионные мероприятия;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по сохранению почв и их плодородия;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям)на земельном участке сельскохозяйственного назначения присутствует сорная растительность;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по сохранению достигнутого уровня мелиорации;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения не проводятся обязательные мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Следует отметить, что санкция данной статьи предусматривает наложение административных штрафов:
- на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
- на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Отдел по вопросам развития сельского хозяйства