Порядок выдачи повторных свидетельств определяется статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об актах гражданского состояния" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
В случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния.
В случае утраты свидетельства о регистрации акта гражданского состояния орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:
- лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
- родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло.
В этом случае заявителем должен быть предъявлен документ, подтверждающий факт смерти лица, на которое запрашивается повторное свидетельство. При отсутствии у заявителя свидетельства или справки о смерти, специалист отдела ЗАГС может провести проверку наличия записи акта о смерти в архиве отдела ЗАГС. Повторное свидетельство о заключении брака и расторжении брака может быть выдано другому заинтересованному лицу только в случае смерти обоих супругов. Факт их смерти также должен быть подтвержден соответствующими документами.
Родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (18-ти лет).
Допускается выдача повторного свидетельства о рождении гражданам, достигшим возраста 14-ти лет, при предъявлении документа, удостоверяющего их личность (паспорта).
При получении повторного свидетельства органами опеки и попечительства должна быть предъявлена доверенность от имени юридического лица (Дом ребенка, интернат, отдел образования и т.п.) за подписью его руководителя с приложением печати этой организации.
иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Заинтересованным лицом для получения повторных свидетельств может быть адвокат, нотариус, орган опеки и попечительства, иные лица в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства.
Органы образования (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних) имеют право получать повторные свидетельства о рождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, повторные свидетельства о смерти родителей этих детей.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:
- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских правил или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;
- лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, -свидетельства о заключении брака.
- По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации ребенка или заключения брака, а именно:
- родителям, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах, - справка о рождении ребенка с отметкой о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах родителей (одного из родителей);
- лицам, расторгнувших брака, и лицам, брак которых признан недействительным, - справка о заключении брака с отметкой о расторжении или прекращении брака, или о признании брака недействительным.
Лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство выдается в день обращения при предъявлении им квитанции об уплате соответствующей государственной пошлины.
При приеме заявления о выдаче повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния гражданином должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
На бланке свидетельства, выданного взамен утраченного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в верхнем правом углу делается отметка "ПОВТОРНОЕ.
В случае, если в записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается повторное свидетельство, сведения отсутствуют, в бланке свидетельства ставится прочерк.
В случае изменения административно-территориального деления либо переименования населенного пункта сведения о месте рождения, месте смерти, а также о месте регистрации акта гражданского состояния указываются на момент государственной регистрации акта гражданского.
Заведующий Раздольненским
районным отделом ЗАГС Департамента ЗАГС
Министерства юстиции Республики Крым
В.В.Костюкова