Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави¬тельством, работодателями и работниками.
Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.
Организующим звеном при внедрении и функционировании системы управления охраной труда (СУОТ) является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность системы управления охраной труда в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда.
Настоящий макет пакета документов по охране труда в организации, учреждении и в индивидуальных предпринимателей рассчитан на работодателей с численностью, как правило, до 10 человек, не имеющих структурных подразделений, особо опасных и вредных производств, без комитета (комиссии) по охране труда, комиссии по проверке знаний по охране труда, с использованием для проверки и улучшения контроля за состоянием охраны труда уполномоченного лица по охране труда в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Федерации незаввисимых профсоюзов России от 18.10.2006 N 4-3"О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза."
При наличии структурных подразделений, например разработку инструкций и проведение первичных и повторных инструктажей на рабочем месте по охране труда должны проводить, как правило, руководители этих структурных подразделений.
Действующая статья 218 ТК РФ «Комитеты (комиссии) по охране труда» не определяет численность работников у работодателя, при которой создается комиссия и указывает, что :
«По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.»
В отмененной редакции этой статьи в каждой организации с численностью более 10 человек должен быть создан и действовать совместный комитет (комиссия) по охране труда, который является составной частью системы управления охраной труда в организации.
При создании комиссии по охране труда и ее работе, необходимо руководствоваться Приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда".
Поэтому, в работодателей с малой численностью, можно ограничиться уполномоченным (доверенном) лицом по охране труда профессионального союза, согласно вышеназванного постановления.
Согласно п. 3.4. Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций": «Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке». При рассмотрении вопроса о создании данной комиссии, работодателю необходимо определить необходимость ее создания, с учетом экономической эффективности, уровня знаний, предполагаемых членов комиссии и рисков штрафных санкций в соответствии с п. 5.27.1 часть третья которого определяет, что: «Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.»
Члены комиссии по проверке знаний (не менее трех) должны быть обучены в специализированной организации и проще обучить остальных там же (без утверждения состава комиссии, разработки положения о комиссии программ обучения, лекций, перечня вопросов для проверки или билетов, удостоверений, заседаний комиссии и протоколов, ошибки при составлении которых могут привести к штрафам).
Если у работодателя нет такой комиссии, работники могут пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда в любой обучающей организации, аккредитованной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (Письмо Минтруда России от 21.09.2017 N 15-2).
Основными задачами системы управления охраной труда являются:
- Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования.
- Обеспечение безопасности технологических процессов.
- Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
- Улучшение условий труда работников.
- Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
- Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.
- Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания.
- Профессиональный отбор.
- Обучение и инструктаж работников по охране труда.
- Информационное обеспечение по охране труда.
Основными функциями системы управления охраной труда являются:
- Учет и анализ состояния условий труда, причин производственного травматизма, профзаболеваний.
- Оценка показателей состояния охраны труда.
- Организация расследования несчастных случаев на производст¬ве и профессиональных заболеваний.
- Планирование работ и мероприятий по охране труда.
- Контроль за состоянием охраны труда и деятельностью служб охраны труда организации.
- Организация и координация работ по охране труда.
- Финансирование и стимулирование работ по охране труда.
- Разработка, пересмотр и внедрение нормативных правовых актов и иных документов по охране труда.
- Организация обучения и проверки знаний по охране труда.
Для успешного внедрения системы управления охраной труда в организации следует придерживаться практических рекомендаций, содержащихся в стандарте, на основе которого строится система управления охраной труда.
Внедряя систему управления охраной труда в организации необходимо помнить:
- Все запланированные мероприятия и цели, на достижение которых они направлены, методы и средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей должны быть отражены в соответствующих документах организации.
- Все ответственные за разработку и/или внедрение каждого элемента системы управления охраной труда, а также их полномочия и компетенции также должны быть закреплены документально и утверждены руководителем организации.
- Заранее должны быть подготовлены механизмы контроля и аудита выполняемых мероприятий: определены проверяющие, разграничены их функции и сферы ответственности, подготовлены формы отчетности и пр.
- Важнейшим элементом системы управления охраной труда является участие в ее функционировании и осведомленность каждого работника организации на основе социального диалога.
Результаты всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита должны быть задокументированы и проанализированы, на основе чего должны делаться выводы о необходимости совершенствования отдельных элементов системы управления охраной труда.
Вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации.
Этапы внедрения системы управления охраной труда:
I. Предварительный анализ состояния охраны труда.
II. Планирование системы управления охраной труда.
III. Разработка и применение системы управления охраной труда.
IV. Проверка системы управления охраной труда.
V. Анализ функционирования системы управления охраной труда.
I. Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:
- Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
- Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
- Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
- Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
- Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
- Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
- Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
- Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
- Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.
II. Планирование системы управления охраной труда:
1. Концепция (политика) охраны труда
Работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда.
2. Цели и задачи в области охраны труда
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.
При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.
Разрабатывая план (программу) по охране труда, организация должна определять:
- Ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации.
- Материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.
Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.
III. Разработка и применение системы управления охраной труда.
1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14, рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7.
Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и другие документы.
2. Подготовка и обучение персонала.
Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:
- Вводного
- Первичного на рабочем месте
- Повторного
- Целевого
- Внепланового
Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.
3. Доступность информации.
- Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
- Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
- Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.
4. Документация системы управления охраной труда.
Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.
Система управления охраной труда предусматривает:
- Проектные решения с учетом вида деятельности предприятия.
- Экспертные заключения по предприятию.
- Акты ввода в эксплуатацию.
- Документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда.
- Документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда.
- Определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда).
- Приказы о введении в действие системы управления охраной труда.
- Должностные инструкции.
- Приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда.
- Заключение коллективного договора.
- Заключение соглашения по охране труда.
- Разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа).
- Инструкции по охране труда по профессии и видам работ.
- Ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
- Журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
- Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
- Акты проведения медицинского обследования работников.
- Учет данных о состоянии здоровья работников.
- Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
- Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
- Результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
- Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.
Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.
5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма.
Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:
- Организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов.
- Проведения специальной оценки условий труда.
- Устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов.
- Обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение.
- Обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта.
- Применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026.
- Использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
- Проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов).
- Контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности.
- Соблюдения режимов труда и отдыха.
- Информирования работников о состоянии условий и охраны труда.
- Выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда.
- Своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
- Надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
- Подготовки персонала по охране труда.
Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.
Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:
- Внесение изменений в документацию системы управления охраной труда.
- Выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда.
- Перераспределение ресурсов.
IV. Проверка системы управления охраной труда.
1. Текущий контроль.
Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:
· Контроль достижения целей.
· Систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования.
· Контроль производственной среды, включая организацию труда.
· Контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
· Оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.
Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:
· I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест.
· II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива.
По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.
Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.
2. Реагирующий контроль.
· Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
· Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
· Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
· Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда.Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным и являются ли принимаемые меры эффективными.
Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:
· Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда.
· Определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда.
· Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
· Рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда.
· Представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.
Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.
V. Анализ функционирования системы управления охраной труда.
Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:
· Результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять.
· Соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы.
· Показатели работы организации в области охраны труда.
· Степень выполнения целей.
· Результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий.
· Результаты предыдущих анализов со стороны руководства.
· Меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда.
· Рекомендации для улучшения.
Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.
Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников, их представителей, а также профсоюзной организации.
Одновременно сообщаем, что данная информация выражает частное мнение специалиста по охране труда, имеет информационно-разъяснительный характер, не является официальной, не несет за собой правовых последствий и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенной выше информации.
Приложение:
1. Макеты приказов и отдельных положений по СУОТ.
2. Макеты инструкций и должностных обязанностей по охране труда.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438 «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
4. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
5. Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 "О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза"
6. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда"
7. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения".
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».