Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе обращаться в государственные органы и организации, органы местного самоуправления, свободно искать и получать информацию, в том числе социально-правового характера, любым законным способом.
В соответствии с законодательством РФ об архивном деле к запросам социально-правового характера относятся запросы, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающие их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и гарантий, имущественные, запросы о подтверждении других прав.
Реализуя свои права, граждане обращаются с запросами в государственные и муниципальные архивы с просьбой предоставить сведения, необходимые при решении вопросов их социально-правового обеспечения.
В связи с этим исполнение запросов социально-правового характера является одним из важнейших направлений деятельности архивного сектора (муниципального архива) Администрации Раздольненского района Республики Крым, а также наиболее социально значимой предоставляемой услугой.
Услуга по исполнению социально-правовых запросов является очень востребованной. Динамика востребованности за пять лет:
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
Социально- правовые
|
2203
|
5865
|
2560
|
3638
|
2609
|
Тематические
|
23
|
40
|
234
|
241
|
140
|
Итого
|
2226
|
5905
|
2794
|
3879
|
2749
|
В том числе через
|
МФЦ
|
-
|
-
|
56
|
416
|
509
|
ПФР
|
-
|
-
|
20
|
35
|
209
|
Рост количества поступающих и исполняемых запросов обусловлен двумя основными факторами:
- увеличением объемов документов по личному составу, поступивших на хранение в архивный сектор (муниципальный архив) Администрации Раздольненского района Республики Крым;
- изменением законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с социально-правовыми вопросами, пенсионным обеспечением и социальной защитой граждан.
Основную массу составляют запросы:
о заработной плате (37% от общего числа запросов);
о трудовом стаже, в том числе льготном (более 21%);
значительное число (42%) имущественных запросов, связанных с подтверждением имущественных прав: о праве собственности на землю, об отводе земельного участка под строительство, о строительстве зданий и сооружений, переименовании улиц и нумерации домов.
В настоящее время сроки исполнения запросов социально-правового характера составляют до 15 дней с момента регистрации запроса в архиве.
Существует 3 основных категории заявителей – это:
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Способами направления запроса в архив является:
- личное обращение граждан в архив;
- по электронной почте;
- почтовой связью;
- через многофункциональные центры (МФЦ).
В результате взаимодействия архивов с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации уменьшилось число личных обращений граждан в архив, что позволило сократить срок предоставления услуги за счет времени, отведенного на прием граждан и оформление запроса.
Вместе с тем анализ взаимодействия архива с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выявил увеличение количества непрофильных запросов, поступающих в архивы, а также поступление заявлений, содержащих не в полном объеме сведения, необходимые для исполнения запроса.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что очень часто при наступлении пенсионного возраста граждане, минуя Пенсионный фонд, напрямую идут в архив, не зная при этом точно, нужно ли им что-либо подтверждать, и просят найти документы, подтверждающие все записи в трудовой книжке. Это создает значительный объем работы, проделанной, что называется, впустую.
Нередко случаи поступления одновременно запросов о подтверждении сведений, как от самого гражданина, так и от Пенсионного фонда на этого же гражданина, т.е. содержание справок дублируется, или частично дублируется.
Так, с целью налаживания тесного взаимодействия специалистами архивного сектора было проведено рабочее совещание со специалистами Пенсионного фонда.
В ходе совещания между сотрудниками архива и отделением Пенсионного фонда достигнута договоренность о сотрудничестве и взаимной поддержке при реализации положений новых федеральных законов. По этой договоренности отделение Пенсионного фонда будет проводится информационная работа, призывающая граждан, прежде чем делать запрос в архив, сначала прийти в территориальный отдел Пенсионного фонда, где в рамках заблаговременной работы рассмотрят все имеющиеся у гражданина документы и подскажут, нужно ли обращаться в архив и что именно нужно подтвердить, а так же особое внимание было уделено оформлению запросов в отношении подтверждения стажа работы в сельской местности 30 и более лет.
Мероприятие направлено на усовершенствование взаимодействия двух ведомств с целью реализации гражданами своих пенсионных прав.


