Истребование документов с территории иностранных государств осуществляется в рамках международной правовой помощи на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г . в Минске, действующей во взаимоотношениях России с государствами-участниками СНГ и Грузии (в редакции Протокола к ней от 28.03.1997, в котором участвует Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина, Таджикистан), двусторонних договоров Российской Федерации.
Порядок предоставления государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства установлен Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124 (далее - Административный регламент).
Истребование личных документов с территории иностранного государства является правом каждого заинтересованного в этом лица.
В случае утраты свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных за пределами Российской Федерации, необходимо обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства заявителя.
Круг заявителей по истребованию личных документов определен пунктом 2 Административного регламента и статьей 9 Федерального Закона «Об актах гражданского состояния». К ним относятся:
1) российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы;
2) родственники умершего или другие заинтересованные лица в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);
3) родители (лица, их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);
4) иное лицо в случае представления доверенности, удостоверенной в установленном порядке, от лица, имеющего в соответствии с настоящим пунктом право на получение документов.
Исчерпывающий перечень документов , необходимых для предоставления государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства, установлен пунктами 16 и 17 Административного регламента. Перечень документов, представляемых по почте и в случае личной явки на прием, практически не отличается.
Заявитель представляет:
1) заявление об истребовании документа;
2) копию документа, подтверждающего родство или представительство;
3) доверенность, удостоверенную в установленном порядке.
4) документ, удостоверяющего личность.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента с территории иностранного государства взимается государственная пошлина за каждый документ.
Государственная пошлина уплачивается за истребование документов с территории иностранных государств – 350 рублей за каждый документ (подпункт 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Реквизиты, необходимые для уплаты государственной пошлины, а также бланк заявления предоставляются заинтересованным лицам органами записи актов гражданского состояния по месту жительства.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143 «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон) право на обращение за истребованием повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния имеют:
лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
родственники умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
опекуны лиц, признанных недееспособными;
иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается :
родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;
лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.
По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
Лицу, не состоящему в браке, по его просьбе может быть выдан документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака заявителя.
Документы о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств направляются в органы ЗАГС по месту жительства (нахождения) заявителей для последующего вручения.
Административный регламент устанавливает основания для отказа в приеме документов , необходимых для предоставления государственной услуги.
В приеме документов может быть отказано, если:
1) отсутствуют данные об истребуемом документе;
2) отсутствует документ об уплате государственной пошлины.
Главный специалист
Раздольненского районного отдела
ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства
юстиции Республики Крым
С.В. Новиков