Официальный сайт Раздольненской Райгосадминистрации


Рекомендуемые ресурсы



Прокуратура Раздольненского района информирует

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

 

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта мысль нашла отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. В обязанности прокуроров времени Петра I входило: надзирать за ходом дел; напоминать о необходимости решения важнейших отложенных дел и предупреждать о приближающихся сроках окончания текущих дел; опротестовать в случае неправильно решенных дел. Помимо многочисленных канцелярских обязанностей в ведении тогдашних прокуроров находились арестантские и казенные дела, как правило, связанные с взиманием податей.

 

Петровская прокуратура выполняла сугубо контрольные функции. Болезнь и последовавшая затем смерть не позволили Петру I довести реорганизацию правоохранительной системы до логического завершения. Начатые им преобразования органов правопорядка пришлось завершать Анне Иоанновне.

В 1731 году прокурорский надзор был введен по всей империи. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности».

К сожалению, разработка прокурорской инструкции затянулась на два с половиной года и принята она была только 3 сентября 1733 года.

Инструкция гласит: «Быть ему (прокурору) и смотреть накрепко дабы губернатор с товарищами должность свою хранили и в звании своем во всех делах истинно и ревностно, без потеряния времени все дела порядочно отправляли по регламенту и указам...

Смотреть в судах и расправах праведно и нелицемерно по указам и государственным правам поступали, а ежели что увидит противно сему должен тот час предлагать губернатору с товарищи явно с полным изъяснением в чем они не так делают... Иметь крепкое смотрение чтоб губернатор с товарищи о всей своей губернии всех доходах какого б оныя звания не были имел окладную книгу?»

Согласно Инструкции, губернские прокуроры посещали тюрьмы, осуществляли контроль за питанием арестантов, составляли списки взятых под стражу, участвовали в деятельности рекрутских присутствий, в освидетельствовании умалишенных, выполняли и другие надзорные функции. Важнейшей же задачей губернских прокуроров являлась борьба с противозаконными действиями чиновничества и губернским произволом. Прокурорам присваивались гражданские чины коллежских асессоров, надворных и коллежских советников VIII-VI классов.

Институт губернских прокуроров просуществовал 138 лет, до конца 60-х годов ХIХ века. Взошедший на престол Александр II приступил к реформированию империи, и одной из важнейших сторон его деятельности стало переустройство судебной системы.

 

Принятый и утвержденный 20 ноября 1864 года свод законов о суде имел колоссальное значение для судопроизводства. По утверждению А.Ф.Кони, «судебные установления вошли клином в устарелый слой прежних губернских учреждений, окаменелых в том положении, которое было начертано еще при Екатерине II».

Территория Российской империи была разделена на судебные округа (к началу ХХ века их насчитывалось 14). Высшей судебной инстанцией в округе была судебная палата. Надзор за ходом дел в палате осуществляли прокурор судебной палаты и его помощники. Судебная палата контролировала деятельность окружных судов. Соответствующий надзор осуществлял прокурор окружного суда, имевший в подчинении нескольких прокурорских товарищей.

На вершине прокурорской системы находился генерал-прокурор, который одновременно являлся и министром юстиции. Прокуроры были выведены из состава губернских правлений и включены в структуру суда на независимой основе. Так, прокурор обязан был доказать вину подсудимого, поскольку основным принципом деятельности судов в это время была состязательность судебного процесса. Новая судебная система просуществовала в нашей стране около 50 лет.
После Октябрьской революции отечественная прокуратура пережила очень непростые времена. В новую послереволюционную эпоху советская Россия вступила без суда и прокуратуры. Пришедшие к власти большевики отменили прежние суды и упразднили должности прокуроров. На смену суду пришел революционный трибунал, который в своих действиях руководствовался вовсе не законом, а революционной целесообразностью.

После победы в гражданской войне режим большевиков особо нуждался в цивилизованной форме диктатуры пролетариата, поскольку революционный трибунал сполна выполнил свою миссию, и надобность в нем отпала.

28 мая 1922 года по решению III сессии ВЦИК IХ созыва была создана советская прокуратура. Практика показала, что суды и прокуратура не всегда могут выносить угодные власти решения. А поэтому 28 марта 1924 года был создан внесудебный карательный орган ОГПУ (объединенное государственное политическое управление), получившее право административной высылки, ссылки и заключения в концлагерь. Решения оформлялись Особым совещанием при ОГПУ в составе трех человек. В «тройку» входили представитель ОГПУ, секретарь обкома или крайкома партии, областной или краевой прокурор. Прокуроры, отказывающиеся подписывать фальсифицированные полицией приговоры, сами могли попасть в списки репрессированных.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия: право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР.

 

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую помимо основных возлагались дополнительные функции: надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

 

Первым прокурором Союза ССР был назначен Акулов Иван Алексеевич (1888 — 1937). Родился он в Санкт-Петербурге в бедной мещанской семье. В 1905 году окончил Петербургскую торгово-промышленную школу. В 1907 году вступил в РСДРП. В 1913 году был избран членом Исполнительной комиссии Петербургского комитета РСДРП. В 1917 году Акулов создал военную партийную организацию в Выборге. Во время Гражданской войны кратковременно занимал различные партийные или военные должности. В 1933 году Акулов возглавил только что созданную Прокуратуру СССР (его заместителем стал А. Вышинский). После убийства Кирова формально руководил расследованием. 3 марта 1935 года Акулов был утвержден секретарем ЦИК, а обязанности Генерального Прокурора перешли к Вышинскому. В феврале 1937 назначен председателем комиссии по организации похорон С. Орджоникидзе. После начала репрессий был освобожден с поста секретаря ЦИК. 23 июля 1937 года был арестован, 29 октября 1937 г. военной коллегией Верховного суда СССР под председательством В.Ульриха приговорен к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционном военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение на следующий день, 30 октября 1937 года. Реабилитирован военной коллегией Верховного суда СССР 18 декабря 1954 года, восстановлен в партии Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС 27 мая 1955 года.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

Государство нуждалось в квалифицированных кадрах. Генеральный прокурор СССР К.П. Горшенин специальным приказом потребовал, чтобы все без исключения прокуроры и следователи имели высшее юридическое образование.

 

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин (28 мая 1907, Алатырь Симбирской губернии — 27 мая 1978, Москва). В 1940 — 1943 гг. нарком юстиции РСФСР. С 1943 года прокурор СССР (19 марта 1946 года его должность получила новое название «Генеральный прокурор СССР»). В 1946-1950 гг. депутат Верховного Совета СССР. С 29 января 1948 года до 1956 года министр юстиции СССР. В 1952 — 1956 гг. кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1963 год директор Всесоюзного института юридических наук. С 1963 года заведующий сектором ВНИИ советского законодательства. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Доктор юридических наук (1968).

 

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры были отнесены:

  • высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;
  • борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
  • борьба с преступностью и другими правонарушениями;
  • расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
  • обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
  • разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность, и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями перед Президиумом Верховного Совета СССР. В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему прокуратуры СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему прокуратуры субъектов Российской Федерации окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

По словам Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки, «Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства».

10.01.2020
← Обратно ко всем новостям

Фотогалерея



Карта района


Карта

Памятные даты военной истории России


Памятные даты военной истории России

Важная информация

Уточнен перечень документов, который необходим для получения земельного участка участникам СВО
Крымчане могут поступить на военную службу по контракту
Перечень заглубленных помещений
В Управлении труда и социальной защиты населения Администрации Раздольненского района с 18 сентября приостанавливается личный прием граждан
Внимание! Внесены изменения в расписание движения муниципального транспорта
Все новости →

Прогноз погоды



© Copyright 2010 - 2024
Администрация Раздольненского района
дизайн
и программирование
Яндекс.Метрика